Autoimperia-orel.ru

Авто Империя
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить износ шин

Износ резины бывает не только естественным, вызванным длительной эксплуатацией автомобиля, но и ускоренным. В последнем случае это происходит по нескольким причинам. Все они, будь то неправильный сход-развал или неисправность амортизаторов, требуют своевременного устранения.

Износ шины при неправильном угле сход-развал

7 факторов, способствующих быстрому повреждению рисунка, приведены ниже.

  1. Температура дороги. Чем она выше (может доходить до 60-70°С), тем быстрее истирается протектор. На это есть своя причина — при движении происходит естественное трение, нагревающее резину. Если асфальт не слишком горячий, тепло передаётся от шин к дороге. Однако в сильную жару происходит обратный процесс, и колёса нагреваются ещё сильнее. Поэтому летом надо обязательно следить за количеством воздуха в камерах, не допуская увеличения более чем на 0,2-0,3 бара.
  2. Качество шоссе. Бывают дороги гладкие и не очень. Так, езда по крупнозернистому асфальту или гравию способствует более сильному износу протектора. На таких покрытиях рекомендуется двигаться медленно и всегда проверять давление в автошинах. В этом плане удобнее владельцам машин, оборудованных специальными датчиками.
  3. Скоростной режим. Постоянная езда выше 90-100 км/ч тоже сопровождается чрезмерным износом, даже если машина передвигается по идеально гладкому асфальту. Вспомним кадры из гонок — уже через несколько километров пилот останавливается, и помощники быстро меняют колёса. А это ещё спортивная резина, у которой индекс скорости рассчитан на запредельный темп. Следовательно, надо стараться ездить не очень быстро, если покрышки автомобиля изношены более чем на 50%.
  4. Давление. Чрезмерно накачанные шины, впрочем, как и недокачанные — изнашивают резину раньше срока. В первом случае истирается внутренняя часть (центральная) протектора, во втором — внешняя сторона (боковая). Важно проверять этот показатель перед дальней дорогой, особенно если багажник набит вещами до отказа.
  5. Амортизаторы. Они уменьшают механические колебания. Понятно, что неисправные демпферы не обеспечат плавного распределения усилий на колёса. Особенно это будет заметно на ямах и «лежащих полицейских», где собственно и срабатывает подвеска автомобиля. В таких случаях нагрузка на шины увеличивается, они начинают активнее изнашиваться. Вот почему так важно регулярно отвозить машину на диагностику ходовой части.
  6. Сход-развал. По норме все колёса авто должны находиться строго вертикально. Иначе они будут катиться не всей площадью протектора, а внутренней или наружной частью. В данном случае правильнее обеспечить одинаковый износ. Да и больше того, если автомобиль с неверно выставленным углом установки элемента ходовой части попадёт в колдобину, от покрышки может вообще ничего не остаться. Нежелательных последствий стоит ожидать и при любых поворотах, движении по неровным дорогам. Некоторые водители специально меняют ведущие и ведомые колёса местами, чтобы выровнять поверхности шин.
  7. Разбалансировка. Почти во всех случаях средняя точка массы колеса не совпадает по геометрическим законам с его центром. Такая покрышка при движении вызывает повышенные колебания кузова, снижает комфорт вождения, приводит к износу рулевого управления. Но самое главное — быстрее изнашивается резина. Смыслом балансировки является продвижение центра тяжести к геометрическому основанию.

Неравномерный износ шины при расбалансировке колеса

Разбалансированные колёса всегда имеют залысины. В одном месте их бывает больше, чем в другом. Часто это просто еле заметное пятно, которое представляет опасность. Езда на большой скорости с таким протектором, особенно при передвижении по плохим дорогам, несёт угрозу переворачивания из-за прокола. Изучив виды износа шин, можно быстро найти причину этой проблемы.

Многие водители, даже опытные, это замечено, смотрят на резину мельком. Они лишь оценивают её состояние визуально, а владельцы современных машин с системой контроля уровня давления и этого даже не делают. Конечно же, зря! Состояние протектора расскажет не только о степени эрозии, но и о манере вождения, условиях эксплуатации и многом другом.

Крайне важно уметь находить причины внутреннего износа шин или только наружного, диагональные следы, истирание пятнами и полосами, появление ям на поверхности и многое другое.

Как и было сказано выше, если рисунок стёрся по центру, это укажет на высокое давление колёс. А по боковым частям — уже на недокачку, так как центр проваливается, и резина опирается на края. В обоих случаях истирание происходит неравномерно, отчего пострадает управляемость и торможение, ведь шина потеряет расчётное контактное пятно с дорогой. Поэтому для накачивания лучше воспользоваться профессиональным оборудованием СТО, а не любительским манометром. Этот часто выдаёт ложную информацию.

Читать еще:  Расход топлива фольксваген поло седан

В чем заключается опасность износа шин

Многие водители обращают внимание на состояние шин только зимой. Скользкие дороги являются причиной частых аварий, поэтому автомобилисты вовремя «переобувают» машину. Летом, когда дорога сухая, многие считают, что использование изношенных шин никакой опасности не принесет. Они сильно ошибаются. Эксплуатация старых покрышек опасна в любое время года и в любую погоду. Рассмотрим некоторые последствия этого:

  • Автомобиль становится неуправляемым.
  • Тормозной путь машины увеличивается, и это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
  • Возникает аквапланирование – в результате появления водяного слоя между дорожным покрытием и автомобилем полностью или частично теряется сцепление с дорогой.
  • Машина может развернуться неожиданно, тогда аварии не избежать.
  • При неравномерном износе покрышек и повышении давления может произойти взрыв резины.

Ездить на лысой резине запрещено в любое время года. В случае нарушения водителям грозит штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

Измерение высоты протектора

Согласно ПДД, минимально допустимая величина протектора для легковых автомобилей составляет 2 мм. Проблема заключается в том, что для многих типов шин подобный износ является критическим, указывающим на полное «облысение» рабочей части. Например, высота протектора новых зимних моделей колеблется в диапазоне 8–10 мм. Подобная резина теряет дорожные свойства после истирания до 3–4 мм, поэтому измерять работоспособность колес в абсолютных величинах нельзя.

При изготовлении шин внутри протектора выставляются специальные индикаторные метки высотой 1,6 мм и более (зависит от типа и модели резины). Когда рабочая поверхность сравнивается с индикатором, скат однозначно пора выбрасывать. Некоторые производители (Matador, Nokian и другие) делают ступенчатое тиснение различной глубины в виде цифр, исчезающих по мере истирания.

При покупке бывшей в употреблении резины либо собственной оценке индикатор износа протектора играет вторичную роль. В первую очередь автолюбителя интересует, сколько удастся проехать на этих шинах в дальнейшем. Для этого необходимо вычислить реальную степень изношенности рабочей части колес. Если на скатах отсутствуют другие дефекты (описываются в следующих разделах), измерьте остаточную высоту протектора штангенциркулем, линейкой либо монеткой и воспользуйтесь расчетной формулой:

В данной формуле:

  • Z – показывает степень изношенности резины в процентах;
  • Amax – начальная глубина протектора новых скатов;
  • В – реальная высота, полученная в результате замеров;
  • Amin – минимально допустимая высота для данной модели шин.

Измерения выполняйте в разных местах, для расчета используйте наименьшее значение.

Значение Amin можно принимать 2 мм для летних шин, на зимних скатах принимайте за основу показатель 3–4 мм. Величину начального размера Amax выяснить сложнее, поскольку данный параметр зависит от типа шин и не всегда прописывается на боковой части. Ориентируйтесь на средние показатели глубины протектора, соблюдаемые большинством производителей:

  • покрышки зимние повышенной проходимости с направленным рисунком скандинавского типа – 10 мм;
  • традиционная зимняя резина – 9 мм;
  • скаты скоростные с направленным рисунком, предназначенные для холодного периода года, – 7 мм;
  • классические летние покрышки с развитым рисунком, противостоящие аквапланированию, – 8 мм;
  • для протекторов скоростных летних шин – 7 мм.

Выяснив реальный процент износа резины, нетрудно подсчитать оставшуюся долю по формуле 100 – Z. Если речь идет о проверке собственных колес, то по расчетным данным автолюбитель сможет примерно определить оставшийся пробег. Одно условие: нужно фиксировать момент установки новых покрышек, делая запись показаний одометра.

При покупке изделий б/у остаточная глубина рисунка даст весьма приблизительное представление о сроке дальнейшей эксплуатации. Ведь предшествующий пробег скатов неизвестен, как и условия эксплуатации. Поэтому приобретение поезженных колес остается своеобразной лотереей.

Как по износу шин определить сход и развал

Углы установки колёс заметно влияют на износ резины, вплоть до полного уничтожения протектора за небольшой пробег при их сильном отклонении от нормы.

Читать еще:  Как открыть ваз 2107

Искажённая величина схождения приводит к образованию характерной «пилы» на дорожках, которую хорошо видно при взгляде вдоль них. Плоскость вращения колеса не совпадает с направлением движения автомобиля, из-за чего протектор постоянно проскальзывает в зоне контакта, это и вызывает пилообразный износ.

Ситуация требует немедленного исправления, поскольку такая покрышка может стать причиной увода автомобиля в сторону.

Нарушенная регулировка развала вызывает похожий эффект, но при этом шаг пилы становится равным всей ширине профиля. То есть износ протектора с одного края значительно больше, чем с другого.

Профиль становится характерно клинообразным. Такое колесо лучше вообще не ставить на управляемую ось даже после исправления углов. Его место на задней оси, если уж обстоятельства не позволяют заменить его на новое.

Индикатор уровня износа шин: способы реализации и возможности

Индикатор уровня износа шин устроен довольно просто — это часть протектора, имеющая определенное положение, и отличающаяся от основной части протектора формой и размерами. Существует два основных типа индикатора износа протектора шин:

  • Объемные (выпуклые) индикаторы — это объемный элемент, который обычно расположен в канавке протектора;
  • Цифровые индикаторы — выдавленные в протекторе цифры и иные фигуры, имеющие различную глубину;
  • Индикаторы в виде выдавленных штрихов или иных элементов различной глубины.

Объемные индикаторы наиболее просты и достаточно информативны. По мере износа шины высота протектора снижается, и в какой-то момент сравнивается с высотой индикатора — это говорит, что шина имеет критический износ и требует замены. На многих шинах имеются не только основные, но и промежуточные индикаторы — выравнивание высоты протектора с этими индикаторы предупреждает водителя о том, что нужно быть осторожным и уже позаботиться о поиске новых шин.

Цифровые индикаторы выдавлены в протекторе, причем они имеют различную глубину: наибольшая цифра (обычно это «8») — имеет меньшую глубину, наименьшая («2» для летней резины и «4» для зимней) — наибольшую глубину. По мере износа шин цифры пропадают, а о текущей высоте протектора говорит наибольшая из оставшихся цифр. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры.

Необходимо отметить, что сегодня применяется три основных типа цифровых индикаторов:

  • Индикаторы с рядом цифр от «2» или «4» до «8», маркировка производится в миллиметрах;
  • Индикаторы с одной сегментированной цифрой, выполненной по типу цифр в электронных семисегментных индикаторах — каждый сегмент выдавлен на разную глубину, и по мере износа появляются разные цифры. Маркировка обычно производится в миллиметрах;
  • Индикаторы с рядом цифр, маркировка производится в процентах от высоты протектора.

Выдавленные в протекторе индикаторы работают так же, как и цифровые, однако они не всегда удобны, так как требуют расшифровки. Цифровые индикаторы более удобны, потому что они интуитивно понятны, а поэтому получили довольно широкое распространение.

На одной шине предусмотрено несколько (обычно шесть) индикаторов износа, равномерно разнесенных по окружности протектора. О расположении индикатора указывает специальная маркировка, нанесенная напротив индикатора в плечевой зоне покрышки. В шинах разных производителей используется неодинаковая маркировка:

  • Треугольник, направленный вершиной в сторону протектора;
  • Аббревиатура TWI (Tread wear indicator) с треугольником;
  • Снежинка (обычно на зимних шинах некоторых брендов);
  • Фирменные фигуры и логотипы (например, на шинах Michelin используется узнаваемая фигурка Бибендума).

Наличие нескольких индикаторов на одной шине позволяет определять равномерность ее износа, но главное, что дают шесть индикаторов — удобство определения износа протектора независимо от положения колеса. Если бы индикатор был один, то нахождение его местоположения и определение износа было бы осложнено и требовало бы перестановки автомобиля.

По внешнему виду

Этот способ является самым легким, но стопроцентных результатов он не обеспечит. Его суть заключается в визуальном осмотре покрышек. Есть ряд факторов, безошибочно указывающих, что их использовать уже нельзя:

  • Если на резине видны порезы, трещины и другие дефекты.
  • На протекторе наблюдается неравномерный износ, когда один участок в нормальном состоянии, а другой полностью стерт до кордового слоя.
  • Стертая внутренняя часть покрышек – иногда она может задевать о какой-нибудь элемент автомобиля и стираться.
  • Наличие шишек также указывает на то, что степень изношенности выше допустимого.
Читать еще:  Ваз 2104 сколько весит

Работники СТО и шиномонтажей и даже некоторые автомобилисты умеют выявлять уровень износа протектора на глаз, определяя его примерную высоту.

Как визуально выявить износ автомобильных шин

Протектор изношен посередине

Если резина более интенсивно стирается посередине колеса, значит наибольшая нагрузка в результате трения приходится именно на это участок.

Возможные причины:

  1. Шина неравномерно прилегает к дорожному полотну. Чаще всего такое случается, если давление в шине не соответствует требованию производителя.
  2. Еще одна причина — перепад давления в результате изменения температуры. Например, во время заморозков давление в камере снижается, а после повышение температуры или разогрева камеры в процессе движения — повышается и часто превышает допустимую норму.
  3. Колеса слишком сильно накачаны. Это может случиться из-за невнимательности водителя или с определенной целью — некоторые таким способом пытаются снизить расход топлива.

Резина стерта по краям

Если износ по краям значительно сильнее, чем по центру, следует насторожиться.

Возможная причина — слишком низкое давление. В этом случае шина склонна к постоянной деформации и протектор прилегает к дорожному покрытию неравномерно. Чтобы избежать подобной неприятности (а от недокачанного колеса зависит работа и долговечность подвески), следует регулярно измерять давление в камере, особенно в зимний период.

Интенсивно стирается передняя кромка рисунка протектора

Если углы рисунка стираются неравномерно (передние края более гладкие, а задние практически не истерты), это говорит о недостаточном вращении колеса.
Возможные причины: проблемы с работой подвески, выход из строя шаровых опор либо подшипников.

Такое случается довольно часто; при обнаружении подобного износа следует проверить машину на исправность подвески.

Шина чрезмерно изношена с какой-либо одной стороны

Виновником является все то же неплотное прилегание к дорожному покрытию.

Возможные причины: неисправности подвески или неотрегулированный сход-развал.
Подобные симптомы характерны также для грузовых автомобилей — причиной служит чрезмерная нагрузка на определенные участки колеса.

Трещины по бокам шин

Возможные причины: езда по бездорожью, низкое давление, некачественная резина или длительные срок эксплуатации.

Такие деформации обычно возникают при наезде на ямы и выбоины при недостаточно накачанных (или наоборот, перекачанных) шинах. Если давление колеса соответствует требованиям, то неровности на дороге сглаживаются за счет своеобразной амортизации. Но при нарушении этих требований колесо подвергается нагрузке и принимает весь удар на себя, деформируясь под давление извне.

Трещины могут говорить о том, что качество материала изготовления оставляет желать лучшего. Также они сигнализируют о старости шин и необходимости сменить их на новые.

Выпуклости по бокам шин

Возможные причины: повреждение резины в результате удара о твердую поверхность боковой частью колеса.

Выпуклости проявляются через некоторое время после удара. Колесо, имеющее подобные повреждения, становится опасным для эксплуатации; желательно заменить шины в ближайшее время.

Вмятины на протекторе

Возможные причины: недостаточная амортизация, неотрегулированный сход-развал.

Амортизатор отвечает за сглаживание и равномерное распределение ударной нагрузки в процессе движения. Если он выходит из строя, колесо страдает первую очередь, получая усиленный удар на определенные участки шины. В результате формируются вмятины и выпуклости на всей поверхности колеса.

При первых же признаках следует отогнать машину на диагностику и проверить исправность подвески.

Износ в виде отдельных пятен на протекторе

Возможные причины: интенсивное торможение, резкий поворот или занос автомобиля с блокировкой колес.

Также причиной может стать длительная фиксированная нагрузка на один и тот же участок шины, например, когда автомобиль оставляют на долгий срок без движения, уезжая отдыхать или не используя в зимний период.

Проводя регулярные проверки, сложно упустить момент, когда будет пора менять шины или побеспокоиться о причинах неестественного износа. Внимательное отношение к машине поможет избежать многих неприятностей и устранить неполадки, пока не стало слишком поздно.

Видео о дефектах автомобильных шин:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector