Autoimperia-orel.ru

Авто Империя
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стартер ВАЗ 2101 – почему он не работает

До 1986 года на ВАЗ 2101 устанавливался стартер под маркировкой СТ-221. Он располагал дистанционным управлением и обгонной роликовой муфтой. Затем его заменили моделью 35.3708, в конструкции которой был предусмотрен коллектор торцевого вида и втягивающее реле с двумя обмотками.

СТ-221 представляет собой двигатель с четырьмя полюсами и решетками, работающий по смешанному типу возбуждения.

Его устройство достаточно простое. К основным компонентам СТ-221 относят: якорь с приводом; электромагнитное реле; две крышки; обмотки возбуждения в стальном корпусе. Корпус и крышки при помощи шпилек соединены воедино. Внутри этой конструкции размещены четыре полюса, которые крепятся к корпусу винтами. На указанных полюсах смонтированы катушки обмотки. Такое единое устройство образует статор интересующего нас элемента.

В нем две катушки из четырех располагаются по отношению к обмотке якоря параллельно, а другие две соединяются с ним последовательно. За счет этого процесс возбуждения стартера «копейки» именуют смешанным. Конструкция модели 35.3708 мало чем отличается от описанной выше.

В ней предусмотрено наличие пластмассового торцевого коллектора, который уменьшает общий вес стартера, а также обеспечивает более продолжительное и стабильное функционирование щеточного контакта. Кроме того, в модели 35.3708 обмотка располагает одной шунтовой и тремя сериесными катушками (схема соединения с якорем – последовательная).

Плохо крутит стартер?

Начнем с того, что ему может просто не хватать тока. Причиной этому может стать недостаточный заряд аккумулятора. Но чаще, конечно, дело кроется в проводке. Обратите внимание на толстый провод, который идет от минусовой клеммы аккумулятора к блоку двигателя. Есть еще кабель, который соединяет ДВС с коробкой скоростей. Уж если на них скопилось много грязи и масла, то явно имеет место быть большая утечка тока. Элементарная электроника, ничего сверхъестественного, просмотрите схему подключения стартера, чтобы убедиться в том, что она проста до безобразия. Итак, что нужно сделать, чтобы уменьшить утечки тока?


А вот тут показаны контакты втягивающего реле

Последовательность действий такова:

  1. Зачищайте наждачкой контакты.
  2. Промывайте растворителем или WD-40.
  3. Восстанавливайте потерявшийся контакт.

Но если стартер все равно крутит «через силу», медленно, даже не пытается ускориться, то меняйте все провода по массе. Только это может реально помочь. Проблема в том, что провода массы набраны из тонкой проволоки, которая сплетена в большой жгут. Между проводками скапливается грязь и пыль, отсюда опять-таки, крупные утечки тока. И восстановить провода оказывается весьма проблематично.

Замена стартера

Разборка и диагностика

Итак, перед нами ВАЗ 2101, стартер, ремонт которого и будет осуществляться. Далее по пунктам процесс осуществления снятия стартера с автомобиля.

Обратите внимание. При снятии стартера заранее отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это поможет избежать замыканий в случае контакта ключа, которым снимается стартер, с корпусом автомобиля.
Забрызгайте WD-40 крепежные болты стартера – их будет значительно легче откручивать.

  • Первым делом снимите воздушный фильтр с карбюратора автомобиля. Это делается для удобства. Открутите болты его крепления и снимите его.

Совет! На автомобиле ВАЗ 2101 есть одна интересная особенность. Снятию ремонтируемого устройства, т.е. стартера, могут мешать «штаны».
Учитывая это, предварительно лучше взять ключ и открутить 4 гайки крепления. Отпустите «штаны» и вам будет удобнее снимать стартер.

  • Далее необходимо ключом открутить гайки крепления стартера к блоку двигателя.
  • После послабления гаек отодвиньте стартер немного вперед и отсоедините провода, приходящие к нему. Запомните их расположение. Еще лучше, если есть возможность их сфотографировать.
  • Затем, после выполнения этого всего, извлеките стартер.
Читать еще:  Ваз 2111 не работает печка

После того, как стартер снят с двигателя, осуществляем его разборку в следующем порядке.

Совет! При разборке стартера подготовьте маленькую коробочку для того, чтобы складывать туда все детали, так как они мелкие и их легко потерять.

  • Первым делом осуществляем снятие втягивающего цилиндра. Для начала отсоединяем провод, открутив гайку на контактном болту.
    Накрутите гайку и шайбы обратно на болт, чтобы не потерять.
  • Далее откручиваем отверткой три винта крепления цилиндра к стартеру. Снимаем втягивающий, вынимаем пружину.
    Теперь снимаем якорь – подтяните его вверх, выведите из зацепления и извлеките.

  • Следующий шаг – снятие защитного кожуха стартера. Отверткой выкручиваем два крепежных винта и снимаем кожух.
  • Потом откручиваем два болта стяжных. Снимаем крышку с корпуса стартера.
  • Выворачиваем винты, которыми крепится обмотки стартера от пластин щеткодержателя.
  • Затем следует снять трубку изолирующую.
  • Разъединяем крышку со стороны коллектора с корпусом стартера.
  • Вынимаем перемычку обмоток стартера из щеткодержателя и извлекаем щетки стартера. Щетки извлекаем отверткой.
  • Заднюю втулку выпрессовываем, используя наставку нужного размера.
  • Далее вынимаем шплинт рычага привода и его ось. Используем отвертку.
  • После снятия резиновой заглушки привод стартера выводится из зацепления с муфтой и снимается.
  • Следом за тем извлекаем рычаг привода стартера.
  • Снимаем шайбу и стопорное кольцо. Будь осторожны – кольцо можно легко потерять.
  • Затем снимается муфта привода с вала якоря стартера.
  • Последний этап – выпрессовка передней втулки из крышки стартера.

На фото — стартер в разборе

Стартер разобран, все детали сложены и не потеряны. Теперь можно приступать к диагностике, ремонту и замене необходимых деталей.

Ремонт

Проверьте следующие моменты на момент износа:

  • Щетки. Их высота должна быть не менее 12 мм на этом автомобиле. Используйте штанген-циркуль для замера. Если щетки стерлись – их придется заменить.

  • Внешним осмотром проверяется обмотка стартера. Не должно быть следов обгорания.
  • Якорь стартера должен быть целым, не должен иметь деформаций, сколов.

  • Если на стартере вы обнаружили трещину – это плохой знак. Стартер лучше заменить.
  • Муфта не должна быть изношена. Зубья целые и все на месте.
  • Рассмотрите «пятаки» втягивающего цилиндра. Они должны иметь хороший контакт.
  • Если при включении стартера, он вращается, но не вращает маховик, то причиной тому поломка шестерни («бендикса»). Следует его заменить.

  • Если издается щелчок и стартер не реагирует дальше при попытке пуска двигателя, то ремонту или замене подлежит втягивающий цилиндр.
  • Посадочное место вала должно иметь соответствующий диаметр. Якорь стартера не должен иметь значительный люфт.

Обратите внимание! Желательно при ремонте стартера зачистить мелкой наждачкой поверхность якоря, промыть коллектор.
А также – важно! – смазать подшипники, посадочное место якоря, шестерню привода. Тогда гораздо меньше вероятности в износе стартера.

Итак, все необходимые запчасти поменяны (благо на них цена не большая), контакты зачищены, все, что необходимо смазать, смазано. Стартер готов к сборке и установке.

Сборка

Собрать стартер своими руками немного сложнее, чем разобрать, но это возможно. Порядок сборки, как обычно, обратный порядку разборки.
Поэтому не будем приводить полный перечень того, что за чем делать, а обратим внимание лишь на некоторые моменты:

  • При установке стопорного кольца на якорь стартера будьте внимательны. Если оно улетит, то обязательно смотрите куда!
    Найти его бывает очень сложно.
  • Не перепутайте местами щетки стартера. Кажется, что это сделать невозможно, но бывали случаи, поверьте.
  • Тщательно затягивайте все винты крепления, но будьте осторожны – резьбу на них легко сорвать. Желательно все винты смазывать для того, чтобы в следующий раз было легче разбирать.
Читать еще:  Рено меган 2 плавают обороты

Установка

Стартер полностью собран, осталось только установить его на автомобиль.

Совет! При установке, а точнее затяжке болтов крепления стартера к двигателю затягивайте болты постепенно, чтобы избежать перекоса стартера.

  • Установите стартер, закрепите его стяжными болтами к двигателю.
  • Установите обратно «штаны» выхлопной системы.
  • Установите воздушный фильтр.
  • Подключите аккумуляторную батарею.

На этом ремонт стартера завершен. Не теряйте из виду советы из данной статьи, просмотрите вспомогательные видео, следуйте инструкциям и ваш стартер будет служить вам долго верой и правдой!

Схема подключения

Электросхема стартерного узла подразумевает совмещение стартера, АКБ и зажигания. В старых моделях автомобилей с инжекторными двигателями, которые имеют управляющий контроллер, присутствует вспомогательный компонент – реле. Но на старых моделях авто от ВАЗ с карбюратором деталь отсутствует.

Самая примитивная схема стартерной системы выглядит следующим образом:

  • от клеммы со значением плюс на АКБ силовой кабель подсоединяется к болту крышки пускового реле;
  • второй кабель от батареи совмещается с 50-м контактом замка зажигания. Дальше он взаимодействует с выводом «50», соединенным с обмотками удерживающего и тягового реле;
  • вывод на «массу» выполняется с помощью стартерного корпуса, прилегающего к корпусу двигателя. Отдельный провод для «массы» отсутствует.

Если в электрической цепи предусмотрено вспомогательное реле, его соединяют после замка зажигания.

Если пробег автомобиля превышает отметку в 100 тыс. км, а машина эксплуатируется каждый день, установка нового стартера может стать обязательной. Кроме того, монтаж детали станет своеобразной страховкой того, что транспортное средство прослужит еще долгое время. Обслуживание узла – важное действие, особенно перед наступлением зимнего сезона.

Существует несколько распространенных неполадок стартеров на машинах ВАЗ:

  • при запуске силового агрегата в позицию «стартер» не срабатывает втягивающее реле, что подтверждается отсутствием щелчка;
  • стартер отказывается вращаться. Возможно, к этому привела неисправность втягивающего реле. Кроме того, проблема возникает при неисправностях аккумулятора, низком заряде АКБ или плохом состоянии клемм АКБ;
  • при запуске силового агрегата слышен щелчок, но стартер отказывается крутиться. Проблема проявляется при неполадках втягивающего реле, изнашивании щеток, коллектора или якоря. Для начала нужно проверить корректность работы батареи и клемм АКБ на предмет окисления, а затем удостовериться в качестве массы;
  • вращение стартера усложняется. Проблема связана с обрывом обмотки якоря, замыканием либо износом щеток и втулок стартера;
  • стартерный узел вращается, но не может поворачивать маховик. Возможно, к этому привел износ бендикса;
  • стартер работает после запуска силового агрегата.

Снимаем стартер

Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.

Принцип работы стартера СТ—221

Во время поворота ключа в замке зажигания происходит замыкание контактов и через обмотки электромагнитного тягового реле подается электрический ток. Магнитное усилие, возникающее на обмотках реле, передвигает якорь до момента соприкосновения с сердечником. После этого происходит отключение втягивающей обмотки, а работает только удерживающая. Это объясняется тем, что удержание якоря внутри реле намного проще, так как он уже втянут, при этом удерживающая обмотка выдает намного меньший магнитный поток.

Читать еще:  Киа соренто не греет печка

Якорь реле, передвигаясь вперед, перемещает при помощи рычага бендикс в сторону зацепления с маховиком. Вал якоря стартера имеет винтовые шлицы, которые обеспечивают проворачивание рабочей шестерни. Кроме того, и рабочая шестерня и зубчатый венец маховика имеют фаски, выполненные на боковых кромках профиля зуба. Эти особенности облегчают ввод в зацепление шестерни и маховика, а буферная пружина между рычагом и обгонной муфтой смягчает удар.

Когда контакты реле замыкаются, на обмотки якоря и статора подается электрический ток, что вынуждает статор вращаться, а вместе с ним вращаются и ступица с наружным кольцом обгонной муфты. Ролики посредством пружин находятся в узкой части пазов, то есть они клинят наружное и внутреннее кольца обгонной муфты, тем самым обеспечивается передача крутящего момента от якоря к рабочей шестерне. Пуск двигателя сопровождается повышением оборотов маховика, а соответственно и рабочей шестерни. При этом внутреннее кольцо муфты способствует отводу роликов из состояния клина, то есть внутреннее и наружное кольца двигаются независимо друг от друга.

После отвода ключа зажигания ток перестает поступать на обмотки реле. Якорь реле с помощью пружины отводится назад и при этом отводит бендикс из состояния зацепления. Торможение якоря реле происходит за счет сил трения между валом и крышкой.

Основные неисправности и методы их устранения

К основным неисправностям стартера можно отнести:

Не включается стартер:

  • Возможно отсутствует контакт в цепи питaния, наблюдается при проржавевших или окислившихся наконечниках — поможет очистка или подтяжка контактов;
  • Поломка реле — поможет осмотр и проверка, в случае поломки рекомендуется замена;
  • Возможно кopoткoe зaмыкaниe oбмoтки — в случае невозможности ремонта, пocтaвьтe нoвый;
  • Отсутствует контакт в замке зажигания — стоит проверить замок, возможна замена контактной части.

Коленвал

При включении стартера наблюдается медленное вращение коленвала:

  • Возможна поломка либо разряд аккумулятора — стоит зарядить или поменять АКБ;
  • Окисление клемм аккумулятора — поможет зачистка клемм и наконечников проводов;
  • Моторное масло не имеет нужной вязкости — следует заменить масло;

Вращения стартера слышно, а коленвал не крутится:

  • Возможна пробуксовка муфты свободного хода — нужна замена привода;
  • Отсутствует смазка вала — требуется промывка вала и смазка моторным маслом;

При включении стартера слышен скрежет шестерни:

  • Неправильная регулировка хода шестерни или момента замыкания включения — необходима регулировка;
  • Появились забоины в зубчатом венце маховика — нужна замена зубчатого венца;
  • Буферная пружина ослабла — нужна замена пружины.

После пуска двигателя стартер BAЗ 2101 не отключается:

  • Возможное заедание вала якоря или окислились контакты реле — ремонтировать деталь после снятия;
  • Выход из строя замка зажигания — замена замка;
  • Замыкание в обмотке реле — замена реле;
  • Износ подшипников — необходимо установить новые.

Шум стартера во время езды

  • Плохое крепление стартера или контактов — подтянуть болты.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

  • Номинальная мощность 1,55 кВт
  • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
  • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

Полезное: Схема подключения проходного выключателя с 2х или 3х мест

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector