Стартер ВАЗ 2101 – почему он не работает
До 1986 года на ВАЗ 2101 устанавливался стартер под маркировкой СТ-221. Он располагал дистанционным управлением и обгонной роликовой муфтой. Затем его заменили моделью 35.3708, в конструкции которой был предусмотрен коллектор торцевого вида и втягивающее реле с двумя обмотками.
СТ-221 представляет собой двигатель с четырьмя полюсами и решетками, работающий по смешанному типу возбуждения.
Его устройство достаточно простое. К основным компонентам СТ-221 относят: якорь с приводом; электромагнитное реле; две крышки; обмотки возбуждения в стальном корпусе. Корпус и крышки при помощи шпилек соединены воедино. Внутри этой конструкции размещены четыре полюса, которые крепятся к корпусу винтами. На указанных полюсах смонтированы катушки обмотки. Такое единое устройство образует статор интересующего нас элемента.
В нем две катушки из четырех располагаются по отношению к обмотке якоря параллельно, а другие две соединяются с ним последовательно. За счет этого процесс возбуждения стартера «копейки» именуют смешанным. Конструкция модели 35.3708 мало чем отличается от описанной выше.
В ней предусмотрено наличие пластмассового торцевого коллектора, который уменьшает общий вес стартера, а также обеспечивает более продолжительное и стабильное функционирование щеточного контакта. Кроме того, в модели 35.3708 обмотка располагает одной шунтовой и тремя сериесными катушками (схема соединения с якорем – последовательная).
Плохо крутит стартер?
Начнем с того, что ему может просто не хватать тока. Причиной этому может стать недостаточный заряд аккумулятора. Но чаще, конечно, дело кроется в проводке. Обратите внимание на толстый провод, который идет от минусовой клеммы аккумулятора к блоку двигателя. Есть еще кабель, который соединяет ДВС с коробкой скоростей. Уж если на них скопилось много грязи и масла, то явно имеет место быть большая утечка тока. Элементарная электроника, ничего сверхъестественного, просмотрите схему подключения стартера, чтобы убедиться в том, что она проста до безобразия. Итак, что нужно сделать, чтобы уменьшить утечки тока?
А вот тут показаны контакты втягивающего реле
Последовательность действий такова:
- Зачищайте наждачкой контакты.
- Промывайте растворителем или WD-40.
- Восстанавливайте потерявшийся контакт.
Но если стартер все равно крутит «через силу», медленно, даже не пытается ускориться, то меняйте все провода по массе. Только это может реально помочь. Проблема в том, что провода массы набраны из тонкой проволоки, которая сплетена в большой жгут. Между проводками скапливается грязь и пыль, отсюда опять-таки, крупные утечки тока. И восстановить провода оказывается весьма проблематично.
Замена стартера
Разборка и диагностика
Итак, перед нами ВАЗ 2101, стартер, ремонт которого и будет осуществляться. Далее по пунктам процесс осуществления снятия стартера с автомобиля.
Обратите внимание. При снятии стартера заранее отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это поможет избежать замыканий в случае контакта ключа, которым снимается стартер, с корпусом автомобиля.
Забрызгайте WD-40 крепежные болты стартера – их будет значительно легче откручивать.
- Первым делом снимите воздушный фильтр с карбюратора автомобиля. Это делается для удобства. Открутите болты его крепления и снимите его.
Совет! На автомобиле ВАЗ 2101 есть одна интересная особенность. Снятию ремонтируемого устройства, т.е. стартера, могут мешать «штаны».
Учитывая это, предварительно лучше взять ключ и открутить 4 гайки крепления. Отпустите «штаны» и вам будет удобнее снимать стартер.
- Далее необходимо ключом открутить гайки крепления стартера к блоку двигателя.
- После послабления гаек отодвиньте стартер немного вперед и отсоедините провода, приходящие к нему. Запомните их расположение. Еще лучше, если есть возможность их сфотографировать.
- Затем, после выполнения этого всего, извлеките стартер.
После того, как стартер снят с двигателя, осуществляем его разборку в следующем порядке.
Совет! При разборке стартера подготовьте маленькую коробочку для того, чтобы складывать туда все детали, так как они мелкие и их легко потерять.
- Первым делом осуществляем снятие втягивающего цилиндра. Для начала отсоединяем провод, открутив гайку на контактном болту.
Накрутите гайку и шайбы обратно на болт, чтобы не потерять. - Далее откручиваем отверткой три винта крепления цилиндра к стартеру. Снимаем втягивающий, вынимаем пружину.
Теперь снимаем якорь – подтяните его вверх, выведите из зацепления и извлеките.
- Следующий шаг – снятие защитного кожуха стартера. Отверткой выкручиваем два крепежных винта и снимаем кожух.
- Потом откручиваем два болта стяжных. Снимаем крышку с корпуса стартера.
- Выворачиваем винты, которыми крепится обмотки стартера от пластин щеткодержателя.
- Затем следует снять трубку изолирующую.
- Разъединяем крышку со стороны коллектора с корпусом стартера.
- Вынимаем перемычку обмоток стартера из щеткодержателя и извлекаем щетки стартера. Щетки извлекаем отверткой.
- Заднюю втулку выпрессовываем, используя наставку нужного размера.
- Далее вынимаем шплинт рычага привода и его ось. Используем отвертку.
- После снятия резиновой заглушки привод стартера выводится из зацепления с муфтой и снимается.
- Следом за тем извлекаем рычаг привода стартера.
- Снимаем шайбу и стопорное кольцо. Будь осторожны – кольцо можно легко потерять.
- Затем снимается муфта привода с вала якоря стартера.
- Последний этап – выпрессовка передней втулки из крышки стартера.
На фото — стартер в разборе
Стартер разобран, все детали сложены и не потеряны. Теперь можно приступать к диагностике, ремонту и замене необходимых деталей.
Ремонт
Проверьте следующие моменты на момент износа:
- Щетки. Их высота должна быть не менее 12 мм на этом автомобиле. Используйте штанген-циркуль для замера. Если щетки стерлись – их придется заменить.
- Внешним осмотром проверяется обмотка стартера. Не должно быть следов обгорания.
- Якорь стартера должен быть целым, не должен иметь деформаций, сколов.
- Если на стартере вы обнаружили трещину – это плохой знак. Стартер лучше заменить.
- Муфта не должна быть изношена. Зубья целые и все на месте.
- Рассмотрите «пятаки» втягивающего цилиндра. Они должны иметь хороший контакт.
- Если при включении стартера, он вращается, но не вращает маховик, то причиной тому поломка шестерни («бендикса»). Следует его заменить.
- Если издается щелчок и стартер не реагирует дальше при попытке пуска двигателя, то ремонту или замене подлежит втягивающий цилиндр.
- Посадочное место вала должно иметь соответствующий диаметр. Якорь стартера не должен иметь значительный люфт.
Обратите внимание! Желательно при ремонте стартера зачистить мелкой наждачкой поверхность якоря, промыть коллектор.
А также – важно! – смазать подшипники, посадочное место якоря, шестерню привода. Тогда гораздо меньше вероятности в износе стартера.
Итак, все необходимые запчасти поменяны (благо на них цена не большая), контакты зачищены, все, что необходимо смазать, смазано. Стартер готов к сборке и установке.
Сборка
Собрать стартер своими руками немного сложнее, чем разобрать, но это возможно. Порядок сборки, как обычно, обратный порядку разборки.
Поэтому не будем приводить полный перечень того, что за чем делать, а обратим внимание лишь на некоторые моменты:
- При установке стопорного кольца на якорь стартера будьте внимательны. Если оно улетит, то обязательно смотрите куда!
Найти его бывает очень сложно. - Не перепутайте местами щетки стартера. Кажется, что это сделать невозможно, но бывали случаи, поверьте.
- Тщательно затягивайте все винты крепления, но будьте осторожны – резьбу на них легко сорвать. Желательно все винты смазывать для того, чтобы в следующий раз было легче разбирать.
Установка
Стартер полностью собран, осталось только установить его на автомобиль.
Совет! При установке, а точнее затяжке болтов крепления стартера к двигателю затягивайте болты постепенно, чтобы избежать перекоса стартера.
- Установите стартер, закрепите его стяжными болтами к двигателю.
- Установите обратно «штаны» выхлопной системы.
- Установите воздушный фильтр.
- Подключите аккумуляторную батарею.
На этом ремонт стартера завершен. Не теряйте из виду советы из данной статьи, просмотрите вспомогательные видео, следуйте инструкциям и ваш стартер будет служить вам долго верой и правдой!
Схема подключения
Электросхема стартерного узла подразумевает совмещение стартера, АКБ и зажигания. В старых моделях автомобилей с инжекторными двигателями, которые имеют управляющий контроллер, присутствует вспомогательный компонент – реле. Но на старых моделях авто от ВАЗ с карбюратором деталь отсутствует.
Самая примитивная схема стартерной системы выглядит следующим образом:
- от клеммы со значением плюс на АКБ силовой кабель подсоединяется к болту крышки пускового реле;
- второй кабель от батареи совмещается с 50-м контактом замка зажигания. Дальше он взаимодействует с выводом «50», соединенным с обмотками удерживающего и тягового реле;
- вывод на «массу» выполняется с помощью стартерного корпуса, прилегающего к корпусу двигателя. Отдельный провод для «массы» отсутствует.
Если в электрической цепи предусмотрено вспомогательное реле, его соединяют после замка зажигания.
Если пробег автомобиля превышает отметку в 100 тыс. км, а машина эксплуатируется каждый день, установка нового стартера может стать обязательной. Кроме того, монтаж детали станет своеобразной страховкой того, что транспортное средство прослужит еще долгое время. Обслуживание узла – важное действие, особенно перед наступлением зимнего сезона.
Существует несколько распространенных неполадок стартеров на машинах ВАЗ:
- при запуске силового агрегата в позицию «стартер» не срабатывает втягивающее реле, что подтверждается отсутствием щелчка;
- стартер отказывается вращаться. Возможно, к этому привела неисправность втягивающего реле. Кроме того, проблема возникает при неисправностях аккумулятора, низком заряде АКБ или плохом состоянии клемм АКБ;
- при запуске силового агрегата слышен щелчок, но стартер отказывается крутиться. Проблема проявляется при неполадках втягивающего реле, изнашивании щеток, коллектора или якоря. Для начала нужно проверить корректность работы батареи и клемм АКБ на предмет окисления, а затем удостовериться в качестве массы;
- вращение стартера усложняется. Проблема связана с обрывом обмотки якоря, замыканием либо износом щеток и втулок стартера;
- стартерный узел вращается, но не может поворачивать маховик. Возможно, к этому привел износ бендикса;
- стартер работает после запуска силового агрегата.
Снимаем стартер
Для снятия стартера в «копейке» поднимите капот, отсоедините клеммы от аккумулятора и демонтируйте шланг отбора теплого воздуха, идущий от двигателя к воздушному фильтру. Далее необходимо отсоединить теплоизоляционный щиток. Сам стартер во всех без исключения автомобилях ВАЗ «классика» крепится к картеру сцепления тремя болтами на 13. Отворачиваем их соответствующим ключом. После этого откручиваем гайку крепления плюсового провода к клемме пускового устройства. Теперь стартер можно извлекать, сдвинув его немного вперед.
Принцип работы стартера СТ—221
Во время поворота ключа в замке зажигания происходит замыкание контактов и через обмотки электромагнитного тягового реле подается электрический ток. Магнитное усилие, возникающее на обмотках реле, передвигает якорь до момента соприкосновения с сердечником. После этого происходит отключение втягивающей обмотки, а работает только удерживающая. Это объясняется тем, что удержание якоря внутри реле намного проще, так как он уже втянут, при этом удерживающая обмотка выдает намного меньший магнитный поток.
Якорь реле, передвигаясь вперед, перемещает при помощи рычага бендикс в сторону зацепления с маховиком. Вал якоря стартера имеет винтовые шлицы, которые обеспечивают проворачивание рабочей шестерни. Кроме того, и рабочая шестерня и зубчатый венец маховика имеют фаски, выполненные на боковых кромках профиля зуба. Эти особенности облегчают ввод в зацепление шестерни и маховика, а буферная пружина между рычагом и обгонной муфтой смягчает удар.
Когда контакты реле замыкаются, на обмотки якоря и статора подается электрический ток, что вынуждает статор вращаться, а вместе с ним вращаются и ступица с наружным кольцом обгонной муфты. Ролики посредством пружин находятся в узкой части пазов, то есть они клинят наружное и внутреннее кольца обгонной муфты, тем самым обеспечивается передача крутящего момента от якоря к рабочей шестерне. Пуск двигателя сопровождается повышением оборотов маховика, а соответственно и рабочей шестерни. При этом внутреннее кольцо муфты способствует отводу роликов из состояния клина, то есть внутреннее и наружное кольца двигаются независимо друг от друга.
После отвода ключа зажигания ток перестает поступать на обмотки реле. Якорь реле с помощью пружины отводится назад и при этом отводит бендикс из состояния зацепления. Торможение якоря реле происходит за счет сил трения между валом и крышкой.
Основные неисправности и методы их устранения
К основным неисправностям стартера можно отнести:
Не включается стартер:
- Возможно отсутствует контакт в цепи питaния, наблюдается при проржавевших или окислившихся наконечниках — поможет очистка или подтяжка контактов;
- Поломка реле — поможет осмотр и проверка, в случае поломки рекомендуется замена;
- Возможно кopoткoe зaмыкaниe oбмoтки — в случае невозможности ремонта, пocтaвьтe нoвый;
- Отсутствует контакт в замке зажигания — стоит проверить замок, возможна замена контактной части.
Коленвал
При включении стартера наблюдается медленное вращение коленвала:
- Возможна поломка либо разряд аккумулятора — стоит зарядить или поменять АКБ;
- Окисление клемм аккумулятора — поможет зачистка клемм и наконечников проводов;
- Моторное масло не имеет нужной вязкости — следует заменить масло;
Вращения стартера слышно, а коленвал не крутится:
- Возможна пробуксовка муфты свободного хода — нужна замена привода;
- Отсутствует смазка вала — требуется промывка вала и смазка моторным маслом;
При включении стартера слышен скрежет шестерни:
- Неправильная регулировка хода шестерни или момента замыкания включения — необходима регулировка;
- Появились забоины в зубчатом венце маховика — нужна замена зубчатого венца;
- Буферная пружина ослабла — нужна замена пружины.
После пуска двигателя стартер BAЗ 2101 не отключается:
- Возможное заедание вала якоря или окислились контакты реле — ремонтировать деталь после снятия;
- Выход из строя замка зажигания — замена замка;
- Замыкание в обмотке реле — замена реле;
- Износ подшипников — необходимо установить новые.
Шум стартера во время езды
- Плохое крепление стартера или контактов — подтянуть болты.
Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112
На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:
- Номинальная мощность 1,55 кВт
- Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
- Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
- Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер
Полезное: Схема подключения проходного выключателя с 2х или 3х мест
Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка: