Autoimperia-orel.ru

Авто Империя
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.

Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики

Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжером натяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификациях устанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давления масла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.

Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака, который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя. От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжки уберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когда вращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.

Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняет следующие функции:

  • передает вращательный момент от коленвала к распредвалу, который регулирует положение впускных и выпускных клапанов ГБЦ;
  • вращает вал трамблера;
  • шестерня в середине обеспечивает работу масляного насоса.

Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя. На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длина хода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. В зависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:

  • 1,3 л – 114 звеньев;
  • 1,5 и 1,6 – 116 звеньев.

При покупке цепи легко проверить количество звеньев, не занимаясь их пересчетом. Расправить изделие в длину так, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу. Если концы легли одинаково, то количество звеньев 116, у короткой цепи крайнее звено будет повернуто под некоторым углом.

Определяем необходимость замены цепи

Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой и составляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени при эксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлические звенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуются зазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целом по цепному приводу, длина детали значительно увеличится.

Степень изношенности цепного привода определяется по таким симптомам:

  • Из-под крышки клапанов слышны посторонние звуки. Если цепь слишком растянута, раздается громкое бряцанье.
  • Демонтировав клапанную крышку, проверяется совпадение выступа на шкиве коленчатого вала с меткой на шестерне распредвала.

Если есть смещение хотя бы на 1 см, это говорит о растяжении цепи.

  • Выполнив натяжение цепи, запускают двигатель и по новой выставляют метки. При существенном удлинении, эти действия не приведут к нужному результату, плунжерное устройство не может убрать слабину.
  • Сняв крышку клапанов, проверяют, в каком техсостоянии находится успокоитель. Бывают случаи, когда слишком растянутая цепь обрывает накладку или срывает весь элемент полностью. Если оборван успокоитель, происходит трение цепи о корпус ГБЦ, в нем образуется канавка.

Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, может перескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через одну секцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигатель вибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает его мощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу или карбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.

При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше не запускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанами из-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтом двигателя.

Подготовка к замене: материалы, инструменты и разборка

При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:

  • изнашиваются зубья шестеренок;

  • приходят в негодность накладки натяжителя и успокоителя.

Процесс разборки несложный, но очень трудоемкий: приходится откручивать большое количество гаек и болтов, демонтировать несколько узлов и деталей. Поэтому целесообразно менять все изношенные элементы, в том числе шестеренки. Специалисты рекомендуют менять комплект ГРМ на «шестерку» и несколько дополнительных элементов, набор состоит из следующих деталей:

  • цепи ГРМ подходящего размера;
  • башмака натяжителя;
  • трех шестеренок;
  • успокоителя;
  • переднего сальника и шпонки шкива коленвала.

Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.

Из инструментов нужно подготовить:

  • набор ключей;
  • накидную головку на «38» для откручивания крепления храповика и универсальный фиксатор для шкивов;

  • комплект накидных головок;
  • отвертки;
  • пассатижи;
  • сухие тряпки.

Удобнее работы проводить на подъемном приспособлении, но можно обойтись без него, сняв капот у машины или лежа на земле.

На подготовительном этапе обеспечиваем доступ к приводу ГРМ и передней стенке блока цилиндров. Для этого ждем, когда остынет двигатель, устанавливаем авто на ручной тормоз, выполняем следующие действия:

  • Спускаемся под машину и снимаем защиту картера.
  • Откручиваем нижнее крепление генератора.
Читать еще:  Замена сцепления киа спортейдж

  • В моторном отсеке демонтируем корпус воздушного фильтра, прикрученного на карбюраторе.

  • Отсоединяем тягу педали газа и трос привода подсоса, трубки, закрывающие крепления крышки клапанов.

  • Откручиваем болты и снимаем клапанную крышку.

  • Отсоединяем от вентилятора охлаждения штекер с проводами и, выкрутив крепления, демонтируем устройство.

  • Чтобы ослабить натяжение ремня, отворачиваем гайку на крепежном кронштейне и монтировкой пододвигаем агрегат к блоку цилиндров.

  • Теперь можно снять ремень.
  • Очищаем узлы от загрязнений и масляных пятен, чтобы после демонтажа крышки ГРМ в поддон картера не попали инородные тела.

Демонтаж и установка нового цепного привода

При замене цепного привода ГРМ нужно строго придерживаться пошаговой инструкции:

  • Спустившись под машину, откручиваем ключом на «36» гайку на храповике, при этом люым подходящим инструментом фиксируем шкив.

  • Поддевая шкив отверткой с плоским лезвием демонтируем его.

  • Открутив 6 болтов и 3 гайки, снимаем переднюю крышку узла.

  • Отгибаем края стопорных шайб и откручиваем болты крепления шестеренок.

  • Совмещаем выступ на распредвале с меткой на верхней звездочке.

  • Далее снимаем плунжерное устройство и успокоитель цепи, открутив крепежные болты.
  • Когда проверены метки и ослабла цепь, выкручиваем полностью болты и демонтируем звездочки.

  • Опускаем цепь вниз, вывинчиваем ограничитель, демонтируем цепь и малую шестеренку вместе со шпонкой.

  • Затем откручиваем башмак натяжного устройства.

Монтаж цепи и запасных деталей выполняем по следующему алгоритму:

  • Очищаем ветошью все рабочие поверхности, прикрываем картер тряпкой.
  • Устанавливаем новые шестерни на привод. Смазываем новую цепь и опускаем ее в свободное пространство головки цилиндров.
  • Подвешиваем цепь на какой-нибудь инструмент, чтобы она не упала.

  • Проверяем совпадение меток на коленвале и корпусе блока цилиндров, насаживаем малую шестеренку и надеваем на нее цепь.

  • Устанавливаем новые детали натяжного устройства.
  • Подтягиваем болты звездочек и надеваем на них цепь.
  • Устанавливаем плунжер и регулируем натяжение цепного привода. Еще раз проверяем метки.
  • Дальнейшая сборка выполняется в обратной разборке порядке.

Чем больше опыта, тем быстрее проходит процедура. У квалифицированного специалиста процедура замены на «шестерке» займет не более трех часов, у малоопытного автолюбителя, конечно, больше. Поэтому для ремонта нужно выделить день, чтобы все выполнить, не спеша и качественно. Обязательно нужно перед запуском двигателя проверить метки.

Вид под капотного пространства.

Двигатель ВАЗ 2106

Снимаем корпус воздушного фильтра с карбюратора. Откручиваем три гайки на 10 и четыре на 8 крепления корпуса к карбюратору.

Осторожно не уроните ничего в карбюратор иначе придется его снять, а может и впускной коллектор тоже. Потому что если на заведенной машине они попадут под впускной клапан то можно отправится прямиком на ремонт головки.

Карбюратор.

Снимаем бензопровод и крышку трамблера. Откручиваем восемь гаек на 10 крепления клапанной крышки и снимаем шайбы с пластинами.

Привод дросселя.

Снимаем тросик подсоса и привод дроссельной заслонки. Затем снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой, ее тоже лучше заменить.

Постель распредвала.

Снимаем защиту снизу.

Защита.

Ослабляем гайку на 19 крепления генератора.

Крепление генератора.

Раскручиваем хомуты на патрубках и снимаем последние.

Ослабляем хомут нижнего патрубка помпы и легким движением руки снимаем его.

Отсоединяем провода питания вентилятора охлаждения и термодатчика на радиаторе. Снимаем радиатор вмести с патрубками и термостатом.

Ослабляем гайку натяжителя генератора и при помощи монтировки сдвигаем его вперед. Снимаем ремень генератора.

Установка верхней мертвой точки

Теперь вращаем коленвал за шкив волшебным ключом на 36 и добиваемся совпадения меток на шкиве и крышки, а также на звездочке распредвала и отливе постели последнего.

Метки ВМТ. Метка распредвала.

А теперь самое интересное. Откручиваем гайку на 36 держащею шкив коленвала. Стопорим шкив специальным ключом и откручиваем. Если нет такого можно включить пятую скорость, попросить друга нажать на тормоз и легким движением ключа открутить ее.

Гайка шкива коленвала.

Снимаем шкив. Откручиваем шесть болтов и три гайки на 10 сбоку, три болта снизу крышки привода распредвала. Снимаем последнею.

Откручиваем две гайки крепления натяжителя цепи и снимаем его.

Натяжитель цепи ГРМ.

На данной машине был установлен автоматический натяжитель. Наконец то до кого-то дошло!

Откручиваем болт крепления звёздочки распредвала и сняв ее запоминаем или метим отверстие для центровки.

Перед нами предстала удивительная картина.

Старая цепь ГРМ.

  1. предохранитель, препятствующий перескакиванию цепи.
  2. крепление башмака натяжителя цепи ГРМ.
  3. звездочка коленвала.

Откручиваем предохранитель, ключом на 10 и крепление натяжителя, а так же болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов (поросенка).

Привод вспомогательных агрегатов.

Снимаем все звезды и старую цепь. Проверяем совпадение меток. Шпонка коленвала должна быть напротив отлива на блоке цилиндров.

Метка на блоке.

Какую цепь ГРМ и натяжитель ставить на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107?

Оригинальный номер цепи ГРМ 2103-1006040, средняя цена 380 руб.

  • Fenox PC2103C3 — 519 руб.
  • Kraft KT 017736 — 620 руб.

Оригинальный номер натяжителя цепи ГРМ 2101-1006060, средняя цена 364 руб.

  • TSN 671 — 254 руб.
  • Riginal RG2101-1006060 — 230 руб.
  • Trialli MT 151 — 407 руб.
Читать еще:  Хонда срв замена грм

Цены актуальны на 2017 год, хотя за три года стоимость не сильно изменилась.

Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Снимаете корпус воздушного фильтра, ветошью закрываете карбюратор, чтобы в него не попало ничего лишнего. На этом же этапе можно слить масло из двигателя.
  2. Отсоединяете тросик подсоса и центральный провод с трамблера.
  3. Отсоединяете трубки и уводите их в сторону, чтобы не мешали.
  4. Демонтируете кожух вентилятора.
  5. Если крыльчатка находится на помпе, то выкручиваете болты ее крепления и снимаете вместе с ремнем привода генератора и шкивом.
  6. Снимаете защиту картера.
  7. Очищаете всю переднюю часть мотора от грязи, промываете растворителем или бензином.
  8. Устанавливаете под задние колеса упоры, включаете максимальную передачу (четвертую или пятую), вытягиваете ручник.
  9. Чтобы ослабить гайку на храповике, необходимо нанести по ней резкий удар молотком.
  10. Демонтируете крышку с головки блока, выкрутив все гайки ее крепления.
  11. Отгибаете шайбу, которая находится под болтом звездочки распределительного вала. Резко ударив по нему молотком, ослабляете затяжку.
  12. Снимаете автомобиль со скорости.
  13. Проворачиваете шкив коленчатого вала до тех пор, покуда не сместится метка на его шкиве с риской на передней крышке. Вместе с этим должны совместиться метка на звездочке распревала и отлив на пастели.
  14. Отверните гайку на храповике и снимите шкив.
  15. Выкрутите гайки и болты, которыми произведено крепление передней крышки двигателя. Всего 9 точек крепления. Снимите крышку.
  16. Отогните стопорную пластину и выкрутите болт со звездочки привода вспомогательных механизмов.
  17. Ослабляете гайку на натяжителе цепи ГРМ ВАЗ 2106. Монтажной лопаткой отжимаете натяжитель и фиксируете его, затянув гайку.
  18. Выкручиваете болт на распределительном валу.
  19. Выкручиваете возле маленькой звездочки коленчатого вала ограничительный палец.
  20. Отпускаете цепь и снимаете эту звездочку с коленчатого вала.
  21. Стараясь не провернуть, снимаете звездочку привода вспомогательных механизмов и цепь ГРМ 2106.

На этом снятие можно считать завершенным, теперь нужно установить новую. Но обязательно перед началом всех работ обильно смажьте цепь свежим моторным маслом.

Метки на распределительном валу ВАЗ 2106

Даже больше скажу – желательно проводить замену цепи ГРМ тогда же, когда и меняете масло в двигателе ВАЗ 2106. В целом же последовательность строго обратная:

  1. Наживляете все болты, которыми крепятся звездочки. Проворачиваете коленчатый вал на два оборота, чтобы проверить, совмещаются ли метки на звездочках коленчатого и распределительного валов. Если все верно установлено, то все метки должны совпасть (на звездочке коленвала напротив отлива в блоке, а на звездочке распределительного напротив отлива крышки подшипников).
  2. Все болты затягиваются только динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть в интервале 41,2-51 Н*м.
  3. Производите натяжку цепи.
  4. Протираете все посадочные места и устанавливаете прокладки (новые).
  5. Устанавливаете привод генератора и крыльчатку.
  6. Проверяете угол опережения зажигания. Если нужно, производите его регулировку.

Инструкция по замене

Для установки нового цепного привода необходимо приобрести набор запчастей и расходных материалов:

  • цепь двухрядная, подходящая конкретному типу двигателя;
  • 3 шестерёнки — две больших и одна малая (продаются комплектом);
  • башмак натяжного устройства;
  • пластина успокоителя;
  • прокладка передней крышки силового агрегата;
  • герметик силиконовый высокотемпературный.

Если при диагностике неполадок вы обнаружили потеки масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь несложно поменять в процессе разборки привода ГРМ.

Почему рекомендуется менять все детали привода, включая шестерёнки:

  • в течение продолжительного периода, пока цепь растягивалась, зубья звёздочек тоже успели износиться;
  • по этой же причине истёрлись накладки успокоителя и натяжителя;
  • операция по ремонту очень трудоёмкая, повторять её из-за каждого износившегося элемента привода нецелесообразно.

Инструмент и условия ведения работ

Из специальных приспособлений вам понадобится накидной ключ размером 36 мм для откручивания гайки (храповика), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку храповик расположен в углублении, захватить его рожковым ключом гораздо труднее.

Остальной набор инструментов выглядит так:

  • комплект рожковых ключей и головок с трещоткой и воротком;
  • плоские отвёртки — обычная и усиленная;
  • монтажная лопатка;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • ветошь, перчатки защитные.

Удобнее всего выполнять замену цепи ГРМ на смотровой канаве в условиях гаража. В крайнем случае подойдёт открытая площадка, но тогда для разборки узла вам придётся ложиться на землю под машину.

Предварительная разборка

Цель подготовительного этапа — обеспечить удобный доступ к передней крышке силового агрегата и приводу ГРМ. Что необходимо сделать:

  1. Установите авто на смотровую яму и включите ручной тормоз. Для удобства разборки дайте двигателю остыть до температуры 40—50 °С.
  2. Спуститесь в канаву и демонтируйте защиту поддона картера. Сразу же открутите 3 передних болта, соединяющих поддон с торцевой крышкой, ослабьте гайку на нижнем креплении генератора.

Кроме перечисленных деталей вы можете снять другие элементы, например, аккумуляторную батарею и основной радиатор. Эти действия необязательны, но помогут расширить доступ к цепному механизму.

На данном этапе рекомендуется максимально очистить переднюю часть мотора от грязи и масляного налёта. Когда вы снимете крышку привода ГРМ, откроется небольшой проём в масляном картере, куда могут попасть посторонние частицы.

Разборка инжекторной «шестёрки» производится аналогично, только вместе с корпусом воздушного фильтра нужно демонтировать гофрированную трубу, ведущую к дросселю, патрубки вентиляции картера и адсорбера.

Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106

Снятие и установка новой цепи

Если вы впервые разбираете цепной привод распределительного вала, строго придерживайтесь последовательности ведения работ:

    Открутите гайку храповика ключом 36 мм. Для ослабления зафиксируйте шкив любым удобным способом — монтажной лопаткой, мощной отвёрткой либо трубным ключом.

В процессе разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда растянутая сверх нормы цепь разрушила или оборвала успокоитель, а обломки упали в картер. В идеале их нужно извлечь, демонтировав поддон. Но поскольку масляный насос оборудован сеткой, а в картере всегда скапливаются отходы, проблема не критична. Вероятность, что остатки детали помешают забору масла, почти нулевая.

При замене цепи на отцовской «шестёрке» меня угораздило уронить в картер отвалившийся кусок пластикового успокоителя. Попытки извлечения сквозь узкий проём оказались неудачными, обломок остался в поддоне. Результат: после ремонта отец проехал более 20 тыс. км и сменил масло, пластик находится в картере по сей день.

Установка новых запчастей и сборка выполняется в следующем порядке:

  1. Вычистите прилегающие поверхности крышки и блока цилиндров, прикрыв картер ветошью.
  2. Опустите новую цепь в проём головки цилиндров и зафиксируйте монтировкой, чтобы она не упала.

Дальнейшая сборка ведётся в обратном порядке. После крепления шкива рекомендуется повторно убедиться в правильности положения меток. Риска на бортике шкива должна стоять напротив длинной полосы на передней крышке.

Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07

Подготовка к работе

Обычно во время такого немалого для двигателя классики пробега износу подвергается не только сама цепь, но и другие элементы, с ней связанные. Процесс такой замены несложный, но трудоемкий, поскольку надо открутить много болтов и гаек, снять некоторые узлы и детали, а это занимает время. Поэтому рекомендуется менять комплект ГРМ ВАЗ 06, в который входят следующие основные и дополнительные детали:

  • новая цепь ГРМ;
  • шестерни — 3 шт.;
  • башмак натяжителя цепи;
  • успокоитель цепи;
  • сальник коленчатого вала передний;
  • прокладка передней крышки блока цилиндров;
  • шпонка шкива коленчатого вала.

Очень часто при снятии шестерни коленвала шпонка выпадает и теряется, особенно если на дне смотровой ямы есть мусор или просто земляной пол. Без этой детали установка шестерни и сборка невозможны, а учитывая, что стоит она дешево, лучше приобрести ее про запас.

Для работы потребуется смотровая яма и набор инструментов, ключей. Обязательно нужен ключ или накидная головка на 38 мм, которыми придется откручивать храповик. Если смотровой канавы нет, операцию можно произвести и без нее, только для удобства лучше снять капот автомобиля, открутив 4 болта ключом на 13 мм.

Выставляем зажигание на слух

Как уже упоминалось выше, наиболее качественно выставить зажигание получится лишь при помощи стробоскопа. Но ведь до станции техобслуживания еще надо как-то добраться.

Для таких случаев отлично подойдет быстрый метод выставления зажигания «на слух»:

  1. Первым делом ослабьте крепежную гайку распределителя зажигания.
  2. Прогрев ДВС и не выключая его, вращайте корпус распределителя поочередно в обе стороны.
  3. Обороты должны соответствовать примерно 2000 об/мин.
  4. Прислушивайтесь к работе мотора. Лучшее положение — когда выдается максимально возможное число оборотов при ровной работе силового агрегата без провалов.
  5. По нахождению такого положения можно затягивать крепление.

Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106

  • Автомобильные инструменты, вороток, головки;
  • Ветошь, дополнительное освещение;
  • Новый цепной привод;
  • Гидравлический домкрат;
  • Клиновидные башмаки для фиксации заднего ряда колес.

Последовательность действий при самостоятельной замене цепи ГРМ:

  • Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, фиксируем башмаками колеса;
  • Открываем капот, демонтируем карбюратор, снимаем корпус воздушного фильтра, воздухоканалы;

  • Снимаем крышку трамблера, топливо магистраль;
  • По периметру крышки клапанов откручиваем восемь болтов на «10», снимаем ее;
  • Выкручиваем трос подсоса, дроссельную заслонку;

  • Демонтируем защиту поддона картера, стачиваем антифриз с системы охлаждения в подготовленную тару;
  • Отпускаем крепление генератора (ключ на «19»);

  • Послабляем хомуты на верхнем и нижнем патрубке водяного насоса;
  • Отсоединяем колодки с проводами от датчиков на радиаторе;
  • Демонтируем радиатор, ремень генератора;

  • Выставляем метки ГРМ по шкивам коленвала, распредвала, проворачиваем шкив (ключ на «36»);
  • Фиксируем шкив, активируем четвертую передачу;

  • Отвинчиваем башмак, успокоитель цепи;
  • Снимаем шкив распредвала;

  • Снимаем старую цепь, повторно проверяем совпадение меток коленвала и распределительного вала;
  • Далее необходимо натянуть новую цепь на звезду, установить вспомогательные агрегаты, шкив коленчатого вала;

  • После установки привода проворачиваем коленвал на 2 – 3 оборота, проверяем совпадение меток. При необходимости корректируем, выставляем шкивы по указателям;
  • Контрим гайки, подтянуть крепежи;
  • Смазываем термостойким герметиком уплотнительную прокладку, укладываем на штатное место;
  • Откручиваем крышку трамблера, выставляем бегунок в положение «четвертого цилиндра». При наличии признаков износа на бегунке, его нужно поменять;
  • Выставляем зажигание (по усредненным оборотам);
  • Завершаем ремонт, собираем детали в обратной последовательности.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector